Автомузей в Черноусово

Наконец-то свершилось то, о чём я давно мечтал. Ещё в позапрошлом году я хотел поехать в тульскую глубинку посмотреть на музей ретро-автомобилей под открытым небом. Сразу скажу, в своих впечатлениях и чувствах я не разобрался даже спустя неделю, поэтому рассказывать крайне тяжело.

Для начала введу в курс дела. Под Тулой, а точнее, возле самой границы Тульской области с Орловской, в Черноусове, расположился филиал Чернского государственного историко-краеведческого музея им. Вознесенского (Музей «Авто-СССР»). Ну как музей – машины в поле стоят.

Перед поездкой я начитался и наслушался самых разных мнений (за два-то года). Те, кто знает о существовании этого музея, разделяются, как правило, на два лагеря: одни считают, что Михаил Красинец (основатель музея) – молодец, что он идёт к своей цели, несмотря ни на что, другие, что он… не молодец и испортил много хороших машин.

До поездки я относил себя к первой группе людей, а теперь и не знаю даже. Сегодня мне хочется остаться беспристрастным и предоставить вам самим решать. Надеюсь, у меня получится.

Значит так, музей появился в середине 1990-х годов и насчитывает примерно 300–350 экспонатов. Вся прелесть его заключается в том, что автомобили, представленные здесь, уникальны. Есть, например,  «Москвич 3-5-5», который не пошёл в серию, как говорят, из-за министра Автопрома и бывшего директора ВАЗа Полякова. Модели серии 3-5 (цифры означают, что машины должны были встать на конвейер в 1973–75 годах) были оборудованы АКПП, подвеской «макферсон». Чтобы прочувствовать всю прелесть этого музея, важно, чтобы экскурсию провёл лично Михаил Юрьевич, директор. Он объяснит и расскажет, что особенного в каждой машине и почему она здесь.

Я приехал внезапно, ни с кем не договариваясь, и директора не застал. Поэтому просто гулял по полю и любовался автомобилями. Территория разделена на две части: на одной условно АЗЛК, на другой – ГАЗ. Но есть и ВАЗ, и даже несколько иномарок. Жемчужина музея – «Чайка».

Теперь про состояние. Собственно, про это говорить больнее всего. Пока я бродил,  успел пообщаться с женой и помощником Красинца. Жена поведала, что их очень часто поливают грязью те люди, которые сами никогда не пробовали сделать что-нибудь подобное. Помощник рассказал о том, как они подкрашивают некоторые экспонаты, чтобы те не сгнили окончательно. Оба они говорили о том, что администрации абсолютно всё равно и никаких шагов навстречу чиновники делать не хотят. Например, дорога в Черноусово находится в ужасном состоянии. Не знаю, кстати, где они там видели дорогу?

Зарплата директора музея – шесть тысяч рублей. На эти деньги они пытаются жить и поддерживать музей. На самом деле, я даже не знаю, что вам посоветовать: ехать или не ехать. Наверное, посмотреть на это стоит, пока всё окончательно не истлело. Кстати, некоторые автомобили стоят свежевыкрашенные – продержатся ещё немного.

Музей нуждается в помощи. Об этом говорит сам хозяин, это обсуждается на форумах. Но лично я не могу себе представить, что может помочь «Авто-СССР». Вот, например, купили они краски и облили «москвич» – издалека я даже решил, что он новый. Когда подошёл поближе, то понял, что красили его прямо поверх ржавчины. Неужели нельзя было его сначала зашкурить, зашпатлевать? Именно после того, как я увидел этот морковного цвета автомобиль, мнение моё обернулось из положительного в не пойми какое. С одной стороны, такая коллекция дорогого стоит, с другой стороны, этот «москвич» стал лакмусовой бумажкой для меня. Ведь если ты относишься с любовью к своему делу, то не будешь работать абы как.

Роман Бурмакин

 

Официальный сайт Калужского автомобильного журнала 40 RUS