Эволюция тюнинга

Желание ездить на красивом, мощном автомобиле и желание отличаться от других породили такое явление, как автотюнинг, т.е. доработка автомобиля в процессе эксплуатации. И чего только не повидала на своём веку автомобильная общественность!..

Вообще, история «автомобильного творчества» насчитывает более 50 лет. Началось всё на Американском континенте в 50-е годы прошлого столетия: тогда появились гонки на четверть мили («драг-рейсинг»), а вместе с ними и потребность в более мощных автомобилях. Кто-то устанавливал второй силовой агрегат, а кто-то умудрялся приладить авиационный двигатель. Впоследствии догадались оснащать автомобили спойлерами и антикрыльями. Но в ту пору эти элементы выполняли исключительно декоративную функцию, оказывая крайне малое влияние на аэродинамические свойства автомобиля. Американцам тогда было невдомёк, что на скорости, превышающей100 км/ч, сопротивление воздуха снижает скорость автомобиля. До этого, правда, немного позднее догадались немцы. Для повышения устойчивости они ставили на авто систему улучшения аэродинамических свойств: задние и передние спойлеры ниже бампера, накладки на пороги, боковые накладки, антикрылья. Также устанавливались более широкие колёса, для того чтобы улучшить сцепление с трассой. Следующим этапом развития автотюнинга стал эксклюзивный дизайн, всё от тех же немцев. Теперь модернизации подвергались  не только кузов и ходовая, но и салон.

В СССР тюнинг появился вместе с культовым автомобилем ВАЗ-2101.  Купить машину было не так-то просто. Представьте: сначала вам нужно скопить немалую сумму, затем дождаться своей очереди, а потом – получить то, что давали. Особенным разнообразием советский автопром похвастаться не мог, потому и появилась у автомобилистов страсть к «украшательству» своего железного коня. Это сейчас приёмы советского тюнинга кажутся смешными и нелепыми, а тогда это был последний писк моды. Например, оплётка руля: её делали из цветных проволочек, меха или трубок от капельниц. На рычаге КПП возвышалась прозрачная ручка, внутри которой находились цветы, машины или жуки. На брызговики, бамперы да и вообще на всё что можно наклеивали велосипедные катафоты. В фары заливали тормозную жидкость или антифриз – получались цветные. Устанавливали противотуманки, различных форм и размеров. Бриллиант советского тюнинга – резиновая игрушка на фаркопе.

Лихие 90-е принесли с собой новый виток развития автотюнинга – такой же лихой. Особым шиком считалась тонировка задней оптики в чёрный, а позже и в красный цвет. Обычно стекло фары покрывали специальным составом из баллончика, но были и те, кто просто наклеивал китайскую оконную плёнку. Ещё одна некогда модная тенденция –лифтинг. Автолюбители задирали заднюю часть автомобиля, придавая ему позу таракана на низком старте. Не оставались без внимания и осветительные приборы: обычными фарами никого не удивишь, другое дело – ксеноновыми! Но качественный «ксенон» было не достать, зато его успешно заменяли синими лампочками. Кузов автомобиля тоже приобретал принципиально новые формы за счёт всяческих пластиковых накладок, обвесов, спойлеров, плавников и т.д. Причём эти «украшения» не всегда покупались в магазинах. Особо прыткие «модники» изготавливали их сами. Например, из фанеры делали спойлеры, с помощью монтажной пены моделировали обвесы… Дёшево и сердито.

Менялся и внутренний тюнинг: на сиденьях «анатомические» чехлы  из кожзама или цветные «маечки», обязательно глухая тонировка, мощный звук, антенна «усы», «ёлочка-вонючка» и, конечно, собачка, качающая головой.

Технический тюнинг тоже претерпевал «лихие» изменения: «модный» рёв от прямотока (или пробитого резонатора), расточенный двигатель, обязательно с турбиной, «спортивные» тормоза и подвеска…  Всё это должно было улучшить технические характеристики авто. В реале – сокращало его жизнь.

Ажиотаж «тюнинг-безумства» почти прошёл в новом столетии. Дилетанты так и остались с качающимися собачками, резиновыми игрушками на фаркопе и пластмассовыми накладками (закрывающими дырки на кузове). Знающие же автолюбители выбирают только грамотный тюнинг.

Виктория Боженок

 

Официальный сайт Калужского автомобильного журнала 40 RUS