«

»

Город расписной

Первый раз в Боровске я оказался четыре года назад, когда поехал на Масленицу в Этномир. Город тогда мне понравился гораздо больше этого развлекательного парка: какой-то он живой и совсем не похож на коммерческий проект. Боровск находится гораздо ближе к Москве, чем Обнинск, но расположен так, что кажется, будто он от столицы в тысяче километров.

Боровск – довольно древний город. По официальным данным, он старше Калуги: дата основания – 1358 год, а согласно археологическим находкам, ее можно сдвинуть в прошлое еще на пару сотен лет. Строили бы тогда здания из камня – возможно, что-то и сохранилось бы. А так, гуляя по городу, приходится довольствоваться наблюдением гораздо более поздних построек. Пожалуй, самое старое здание, попавшееся мне, – храм Бориса и Глеба, построенный в 1704 году.

Однако ехал я не дома старые смотреть, которых и в Калуге немало, а то, что на них нарисовано. Необычное оформление некоторых фасадов повергло меня в полный восторг еще во время первого визита. С 2002 года в Боровске несколько лет работал художник-самоучка Владимир Овчинников, пенсионер из Москвы. На его работы я и отправился посмотреть еще раз, тем более что многого в свой первый визит не увидел. И даже после нынешней довольно продолжительной прогулки я все равно не успел охватить и половины работ.

Начинать знакомиться с местной живописью можно на въезде в центр города – перед вами предстанет глобус Боровска с подробной легендой. Фреска величиной в полдома почти полностью состоит из подколов в адрес органов местного самоуправления. Например, в легенде указаны места под такими названиями: «миражи уничтоженных храмов», «неустановленные урны для мусора», «сквер, ожидающий благоустройства» и др.

Долго я стоял и пытался понять, как все же пройти к основным городским достопримечательностям, да и увидеть другие работы автора. Но тщетно, поэтому отправился куда глаза глядят, как в старых сказках. И не прогадал. За каждым поворотом меня ожидало новое открытие, и даже если этого не случалось, то на обратном пути обнаруживалось, что на доме есть рисунок с противоположной стороны. Поэтому вертеть головой здесь нужно во всех направлениях и постоянно оглядываться.

Среди работ В. Овчинникова легко прослеживаются две темы: адмирал Сенявин и репродукции видов города по фотографиям начала ХХ века. Одна такая репродукция меня просто поразила: на доме изображен вид улицы сто лет назад вместе с этим самым домом – настоящая рекурсия.

Кроме того, большинство фресок дополнены небольшими, но весьма меткими стихами жены и музы художника Эльвиры Частиковой. Кое-где дорисованы окна в домах или целые продолжения улиц, которых автору, похоже, так не хватало. Прошло уже десять лет с начала украшения города, но испорченными оказались совсем немногие работы, как правило на окраинах.

Кроме настенной живописи Владимира Овчинникова, в Боровске, древнем городе России, немало интересных достопримечательностей. Один местный монастырь чего стоит! Поэтому ехать лучше с утра и рассчитывать свои силы на целый день – есть что посмотреть и чему удивиться. Постарайтесь найти и попасть в дом-музей Циолковского, который находится на одноименной улице (дом № 49). Я туда, к сожалению, не добрался. Кстати, в Боровске есть памятник теоретику космоса, напоминающий калужский, но имеющий и свои отличия.

Если вы собирались ехать в Этномир, но, прочитав эту статью, решили по пути прогуляться по Боровску, не делайте этого. В общем, выберете что-то одно – по этому городу не стоит пробегать галопом.

Как добраться:

Выезжаете из Калуги в сторону Москвы, за Обнинском через несколько километров будет большой синий указатель с надписью: «Боровск» и стрелочкой, указывающей направо, на мост. По пути вам еще два или три раза встретятся похожие таблички. Им можно доверять – с дороги они не спрыгивают и указывают верное направление.

Координаты: 55°12′27″N 36°29′2.7″E

Роман Бурмакин

Постоянная ссылка на это сообщение: /gorod-raspisnoy/