«

»

История автомобильного кузова

После того, как человечество доросло до мысли, что автомобиль – это и удобно, и красиво, и престижно, сразу, как грибы после дождя, стали появляться все новые и новые модификации машин. Отличались они и техническими характеристиками, и внешним видом, да и по своему предназначению весьма разнились.

Первые попытки сделать кузов более обтекаемым (улучшить его аэродинамические характеристики) привели к созданию «фастбэка». Еще в 1911 году французский конструктор Л. Фором сконструировал «яйцевидный» автомобиль, который при движении практически не образовывал пыльного шлейфа за собой. Однако новинка не прижилась: уж очень ее внешний вид отличался от консервативного седана. И только в 1930-е годы этот тип кузова появился на дорогах и получил свое название. Отличительной чертой фастбэка считают «каплевидную» или «жукообразную» форму с покатой крышей и недвижимым задним стеклом. Типичными примерами подобных автомобилей являются пражский Tatra Т77 и наш ГАЗ-М-20 «Победа» (хотя во всех справочниках последняя обозначена как «седан»). Позднее, примерно в 1950-х годах, фастбэки стали выпускать и Opel (Kapitän), и Porshe (356), и  Ford (Galaxie), и многие другие компании. Но примерно десятилетие спустя массовый выпуск фастбэков прекратился из-за низкой функциональности такого кузова: глухая задняя стенка с небольшим, сильно наклоненным стеклом давала плохой обзор, «каплевидная» форма кузова уменьшала пространство над задним рядом сидений, доступ к багажнику был неудобным.

Однако совсем идею существования подобного кузова не забросили. Уже в 1965 году конструкторы явили миру усовершенствованный фастбэк с более просторным кузовом, большим удобным багажником, доступ в который открывало заднее стекло. Назвали такой тип кузова хэтчбэком. Одна из первых машин в таком кузове – Renault 16. Появившись в автосалонах в 1966 году, он сразу стал популярнейшим автомобилем «семейного» класса и удостоился титула «Европейский автомобиль года». В 1970-е годы все мировое автомобильное сообщество перешло на подобный кузов. Наша страна тоже решила не отставать от автомоды – уже в 1971 году Волжский автозавод принялся разрабатывать переднеприводный отечественный хэтчбэк. Вследствие чего в 1984 году на свет появилась легендарная «восьмерка» (ВАЗ-2108), а следом за ней и «Москвич-2141». Немного позже, наверное благодаря тем, кому в хэтчбэке было тесно, появился «лифтбэк». От своего прародителя он отличается большей длиной заднего свеса (по длине такой же, как у седана). Задняя часть крыши при этом может быть как покатой, так и ступенчатой, напоминающей седан. Отличный пример такого кузова – ЗАЗ-1103 «Славута».  Разработан этот пятидверный лифтбэк  был еще в 1995 году, а производиться стал только в начале 1999-го после прихода на Запорожский автозавод корейцев из «Дэу Моторс». До 2011 года (а именно тогда прекратили выпуск этого автомобиля) на дороги было выпущено 140 000 таких вот железных коней. Более известные лифтбэки – Toyota Corolla и Skoda Superb. Кстати, последний выглядит как седан, однако в отличие от него считается двухобъемным (салон отдельно, багажник отдельно), а «пятая» дверь позволяет открывать багажник и как у седана, и как у хэтчбэка.

Еще один представитель семейства «горбатых кузовов» – универсал. Автомобили с таким типом кузова обладают повышенной вместимостью. Задние сиденья универсала можно сложить, что позволяет значительно увеличить багажное отделение. Так же, как и хетчбэк, универсал имеет пять дверей. Но длина его значительно больше – крыша продлена до заднего габарита. Пик популярности универсалов в мировом автомобильном сообществе приходится на середину 1950-х, когда в Северной Америке и Европе стал развиваться пригород. Однако появились первые универсалы намного раньше, причем, как ни странно, на вокзалах и перронах. Это был деревянный фургон, который перевозил сошедших с поезда пассажиров с их багажом до места назначения (что-то наподобие такси). Его производителем был не кто иной, как Генри Форд. К середине 1930-х годов кузов сделали металлическим, но с имитацией деревянной отделки (не могли разом отказаться от традиций). Потребность в универсалах возросла настолько, что к их производству подключились компании Buick, Packard, Chrysler. Ну, а уже после Второй мировой универсалы делали все известные автопроизводители.

В Советском Союзе в 1962 году родился первый универсал – ГАЗ-22. Практически все выпущенные автомобили были распределены между таксопарками, торговыми организациями и службой скорой медицинской помощи. Использовались они и пожарной службой – в качестве штабных авто. А еще в аэропортах – «парковали» самолеты (на крыше стояло светящееся табло с надписью: «Следуй за мной»). Товаром народного потребления ГАЗ-22 не являлся, но в особом порядке был продан Юрию Никулину, для перевозки циркового снаряжения.

Сегодня автомобили в кузове «универсал» не потеряли своей популярности. Как и раньше, они считаются очень практичными семейными автомобилями.

На этом разнообразие автомобильных кузовов не заканчивается. В следующий раз поговорим о тех, у которых «сорвало» крышу.

Виктория Боженок

Постоянная ссылка на это сообщение: /istoriya-avtomobilnogo-kuzova-2/