«

»

История автомобильного кузова 3… про тех, у кого «крышу сорвало».

В прошлых выпусках мы рассказали, как развивалась инженерная мысль  в направлении автомобильного кузова. Но вскоре, на смену этой здравой мысли, направленной на удобство и практичность, пришли желания роскоши и эксклюзива. Так появились автомобили с откидным верхом. Еще бы ощущение свободы, летнее солнце, свежий воздух и взгляды окружающих – и все это, практически, независимо от погоды.

Теперь подробнее:

Кабриолет.

Первые кабриолеты появились в начале 19 века во Франции (вместе с первыми автомобилями). Это были легкие «повозки» без крыши и использовались в качестве такси. Однако дальние переезды в таком транспорте были не слишком комфортны – то ветер в лицо, то дождь по макушке, то снег за шиворот. Решили тогдашние автоконструкторы избавить водителей и пассажиров от капризов погоды – натянули над головой съемный тент. Захотел — вот тебе и ветер в лицо и ощущение полета, а захотел – спрятался под навесом и нестрашны тебе ни дождь, ни град. Правда, был еще и целый ряд минусов у этих  автомобилей: в щель между ветровым стеклом и тентом все время задувал ветер; дуги, на которых крепился тент, при поднятии все время защемляли волосы пассажиркам;  оставленный на улице, такой автомобиль был желанной добычей для мародеров.

В 30-е годы уже 20 века начали появляться несущие кузова, а люди все больше стали задумываться о безопасности передвижения на автомобиле. Про кабриолеты немного позабыли. Но тяга к свежему воздуху, к дыханию природы продолжала жить в автомобилистах. Так появились люки. Но этого оказалось мало. На следующем этапе появился кабриолет, у которого дверные проемы были окаймлены элементами каркаса крыши, обеспечивающими жесткость, а вместо верха — брезентовый «скальп». Например, наш «Москвич 400». До 70 годов кабриолеты были популярны в Америке и Европе. Их производством занимались практически  все автоконцерны. Однако, уже в 70е годы массовый выпуск кабриолетов прекратили из-за отсутствия интереса к этому типу кузова (автомобилистам захотелось комфорта и безопасности).

Долгое время складывающийся каркас тента оставался хлипкой конструкцией. При опускании тента или его подъеме дуги и тяги перекашивались, заклинивали, и водитель с трудом мог справиться с этой конструкцией. Сейчас же ее оснастили электромотором, гидравлическим насосом и дистанционным приводом. Теперь достаточно лишь нажать кнопку, чтобы голубое небо распростерлось над головой или наоборот, укрыться от непогоды.

Родстер.

Появился этот тип кузова еще до второй Мировой. Родстер представлял собой открытый автомобиль с одним рядом сидений, над которыми можно было поднять тент, и, как правило, дополнительным откидным сидением сзади — для «случайных» пассажиров. У этого автомобиля не было боковых стекол, вместо них висели шторки. Никакой особой спортивной направленности в этом автомобиле не наблюдалось. Вспомнить хотя бы Ford T или Ford A. Со временем родстер вырос в дорогой спортивный автомобиль с одним рядом сидений, двумя дверями и откидной крышей (жесткой или брезентовой). Например, Porsche Boxster S. Позже появилось несколько разновидностей родстеров. Тарга – тоже двухместный спортивный автомобиль со съемной крышей, отличающийся лишь наличием «дуги безопасности» позади сидений. Первый представитель этого кузова Porsche Targa.

Спайдер, еще один потомок родстера, отличается лишь низким (ниже уровня глаз водителя) ветровым стеклом или полным его отсутствием.

На современном автомобильном рынке родстер — это, скорее, ниша, чем чёткие определения типа кузова. Термин часто используется просто как коммерческое название двухдверного двухместного кабриолета.

Фаэтон

Четырехдверный четырехместный собрат родстера – фаэтон, был распространен в довоенное время. Кстати, название этого кузова имеет древнегреческие корни. Фаэтон был сыном бога Гелиоса и океаниды. Выпросил он однажды у своего отца «погонять» на солнечной колеснице. Но водить он ее толком не умел. Кони отклонились от курса и приблизились к земле, от чего на ней начался пожар. В развязке этой истории Фаэтон выпал и погиб, а землю потушили всемирным потопом. С этим мифом автомобиль связывает только название. По сути же это был четырехдверный автомобиль с двумя (реже с тремя) рядами сидений, с подъемной брезентовой крышей без боковых стекол (вместо них использовались целлулоидные шторки или съемные стекла). Именно таковы были кузова открытых представительских «ЗИС»-ов и парадных «ЗИЛ»-ов и армейских джипов ГАЗ-69, УАЗ-469 и ЛуАЗ 969.

Кстати, появившийся в 2002 году Volkswagen Phaeton прямого от ношения к кузову фаэтон не имеет. Слово Phaeton просто использовалось, чтобы подчеркнуть роскошность и комфортабельность новой модели.  На само деле — это обычный седан.

Без крыши наполовину: Брогам и Ландо.

Брогам – автомобиль, который ассоциируется с роскошью и престижностью. Большой представительный автомобиль со съемной крышей (или вообще без нее) над передним рядом сидений, от задних отделенный стеклянной перегородкой. Автомобили с таким типом кузова были широко распространены вплоть до Второй мировой войны. Брогамом оснащались шасси самых престижных марок, это были шикарные автомобили: Bugatti Type 41 Napoleon, Rolls-Royce Phantom II. После войны практичность взяла верх над роскошью, и брогам прекратил свое существование. Кстати, «родителем» этого типа кузова был высокорослый английский лорд Брогам, которому в обычной карете было крайне не удобно (из-за роста его голова вечно травмировалась о крышу кузова). По его эскизам создали особую карету и назвали его именем.

Ландо – в отличие от брогама, этот тип кузова имеет съемную крышу над задним рядом сидений. Родился он во Франции, а вот название имеет, как ни странно, немецкое – в честь города Ландау, который в 18 веке славился производством карет.

Оба типа кузова в настоящее время на дорогах не встречаются. А вот среди коллекционеров имеют невероятную ценность, во-первых, потому что выпускались весьма ограниченной серией, во-вторых, строились на шасси престижных марок, в-третьих, эксплуатировались именитыми особами. Так, например, некогда принадлежавший английской королевской семье Bugatti de Ville был продан на аукционе за 40 млн. евро.

И вам удачных автомобильных покупок.

Виктория Боженок

Постоянная ссылка на это сообщение: /istoriya-avtomobilnogo-kuzova-3-pro-teh-u-kogo-kryishu-sorvalo/