23/11/2019
ГлавнаяИсторияНазывайте его Jeep

Называйте его Jeep

Если вспоминать о первом полноприводнике, то на ум приходит именно американский внедорожник Jeep. Но на самом деле основоположником джипов является лёгкий внедорожный военный автомобиль Bantam.
К созданию автомобиля высокой проходимости подтолкнула Вторая мировая война — через полгода после её начала в Америке появилась необходимость создать универсальный армейский вездеход.

В американской армии активизировалась работа по созданию несколько необычного небольшого полноприводного автомобиля. Army Utility Technical Committee — технический комитет армии США решил разработать небольшой полноприводный автомобиль, способный заменить лошадей и мулов. По инициативе комитета были сформированы технические требования на заветный автомобиль, которые разрабатывали инженеры Роберт Браун и Гарольд Крист совместно с двумя фирмами — American Bantam, небольшой автомобильной компанией, и Spicer Manufacturing, изготовителем ведущих мостов для грузовиков.

Были выставлены следующие требования:

—?база 80 дюймов (около 2030 мм);

—?колеи по 47 дюймов (около 1200 мм);

—?дорожный просвет 9 дюймов (220 мм);

—?снаряжённая масса не выше 1300 фунтов (590 кг, при этом полезная нагрузка должна быть не меньше 600 фунтов (272 кг), а центр масс должен располагаться между передними сиденьями);

—?мощность двигателя около 40 л.?с.;

—?крутящий момент 115 Нм

и, естественно, полный привод.

К техническим требованиям был приложен эскиз автомобиля.

Далее необходимо было изготовить автомобиль в жёсткие сроки — 75 дней: в первые четыре недели должен был быть готов первый образец, в последующие — остальные 69 автомобилей. Из 135 фирм, в которые разослали запросы, на изготовление согласились только две — Bantam и Willys Overland. Последняя была готова изготовить только первый образец за 75 дней и поэтому была отвергнута. Тогда армия отдала заказ Bantam с условием зачисления в штат и привлечения к работе талантливого инженера Карла Пробста. Именно благодаря ему к назначенному сроку был готов первый утилитарный полноприводный автомобиль Bantam?1.

Несмотря на то, что автомобиль превысил требуемую армией массу (она составила 1800 футов), он уверенно двигался по грунтовым дорогам, грязному бездорожью и бесстрашно преодолевал крутые склоны. При этом из засады его могли вытащить всего лишь три человека. Первый этап испытаний длиною в 3600 миль машина прошла успешно. Универсальный автомобиль, который можно было использовать как разведывательную технику или даже в качестве маленького тягача для пушки, превзошёл все ожидания! Производство автомобилей необходимо было продолжить, и в помощь Bantam всё-таки были подключены дополнительные солидные фирмы — Ford и Willys. Вскоре они выдали свои первые образцы — сначала Willys Guad и чуть позже Ford Pygmy, а Bantam представила слегка модернизированный вариант.

Внешне автомобили были очень похожи, но имели свои конструктивные особенности. Bantam?2 имел слабоватый моторчик мощностью 48 л.?с., зато обладал надёжными «спайсерскими» мостами. У Willys был мощный двигатель — 60 л.?с., но не очень надёжные мосты. Однако именно двигатель стал впоследствии основным силовым агрегатом для всех Jeep. А вот Ford похвалился лишь 40?сильным мотором от трактора «Фордзон», другого у него, к сожалению, не нашлось… Снова все три автомобиля превысили массу, но тем не менее прошли «второй этап» испытаний — 8000 миль бездорожья.

Испробовав технику, к концу 1940 года армия сделала дополнительный заказ всем трём фирмам по 1500 автомобилей. Bantam мгновенно приступила к изготовлению нового варианта — Bantam?4 BRC, который отличался более простой, плоской облицовкой радиатора. Ford начал производство только в конце зимы. Доработанный автомобиль сменил имя с Guad на GP (от англ. general purpose — общего назначения), и теперь он назывался Ford GP. А вот Willys начала производство только в июне 1941?го и имела индекс МА. Но наряду с производством, конечно, велись работы по усовершенствованию. Третий вариант доработанного автомобиля появился у Willys только в ноябре. МВ почти во всем повторял модель МА, отличался только фарами — они «переехали» с крыльев на облицовку радиатора.

Bantam, выполнив полуторатысячный заказ, продолжила выпуск машин, но не смогла осилить более 30 штук в день. Военных это не устраивало, и фирма вынуждена была перейти на выпуск армейских одноосных прицепов. Willys тем временем выпускала по 75 машин в день, MB был поставлен на серийное производство. С начала 1942?го этот же автомобиль начала выпускать фирма Ford.

Джипы побили все рекорды универсализма: их использовали для установки пулемётов, для перевозки раненых, оружия, прокладки линий связи и даже в качестве такси.

С окончанием войны Ford прекратил производство джипов, но вернулся к нему позднее. А вот Willys Overland во главе с новым исполнительным менеджером Джеймсом Монеем решила продолжать выпуск джипов вместо производства легковых машин, разработанных ещё до войны. Так и появился первый «гражданский» внедорожник. Этот факт был зафиксирован в названии — Jeep CJ2A, где буквы CJ означали Civilian Jeep — «гражданский джип», что применяется до сих пор.

Машина не подверглась особым изменениям. Самое заметное было то, что имелось запасное колесо на правой боковине, перенесённое с панели задка. Остальные изменения были незначительны. Вместо цвета хаки стали использовать более яркие, лёгкие тона — бежевый, жёлтый, красный, синий и зелёный. Со временем появился вариант с жёстким верхом и боковыми дверями взамен примитивного армейского тента.

Машина пользовалась бешеным успехом. Ведь использовать её можно было везде: от простой езды по городу до сумасшедшего путешествия по бездорожью. Автомобили подобного типа стали появляться и в других странах. Причём все они имели короткую базу и малую длину, открытый кузов с лёгким тентом и весьма примитивными сиденьями.

«Внедорожная» популярность добралась и до наших краёв. Уже в 1941 году в СССР было создано два варианта «советского бантама». Это были НАТИ-АР и ГАЗ?64. Японская Toyota ещё во время войны, в 1942 году, сделала внедорожник, очень похожий на Jeep, но до производства дело не дошло. Выпуск джипов начался с модели Land Cruiser BJ только в 1951 году. В 1949 году англичане выпустили первый Land Rover 1. Догнали и итальянцы — FIAT и Alfa Romeo тоже начали выпускать джипы.

Ну, а фирма Willys Overland продолжала производить становившийся всё более популярным CJ, понемногу совершенствуя его. В дальнейшем его производство перешло к фирме Kaiser Jeep, а затем к сегодняшнему производителю — American Motor Company.

Свое знаменитое название Jeep получил благодаря любви американских военных к сокращениям, согласно произношению официальной аббревиатуры GP (General Purpose — «общего назначения, многоцелевой»). В марте 1941 года на одной из армейских презентаций журналистка газеты Washington Daily News Кэтрин Хиллер на свой вопрос: «Как же всё-таки его называть?» — услышала ответ: «Называйте его Jeep!»

И вскоре название, получившееся из произношения технического сокращения, стало известно всему миру. Мало того, со временем оно превратилось в имя нарицательное, стало новым термином, названием концепции внедорожного автомобиля.

Автомобиль, прошедший испытание войной, популярен и по сей день. Пожалуй, это самый надёжный, универсальный и всеобъемлющий автомобиль мирового масштаба.

Алёна Волкова

Нет комментариев

Извините, комментарии закрыты в настоящее время.