14/11/2019
ГлавнаяНоябрь 2014Осознанность за рулем как профилактика аварийных ситуаций

Осознанность за рулем как профилактика аварийных ситуаций

Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело.

Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.

Ты – это ты. А я – это я.

И если нам случилось встретить друг друга – это прекрасно.

А если нет – этому нельзя помочь.

Фредерик Перлз, 1951

Что может быть общего у гештальт-терапии с вождением? Чем психотерапия, набирающая ныне популярность, может помочь водителю?

Садясь за руль, мы не только облегчаем, но и существенно усложняем себе жизнь. Управление транспортным средством – это прежде всего риск и ответственность. Водитель отвечает за безопасность – себя, пассажиров, других участников дорожного движения. Поэтому длительное пребывание за рулем чревато не только физическими, но и психическими перегрузками. Неудобная поза, напряженные шея и плечи вкупе со стрессом, который порождает стояние в пробках или любая выходящая из ряда вон ситуация (подрезающие попутчики, невнимательные пешеходы), может ухудшать здоровье, расшатывает нервную систему.

Новичкам, которые испытывают страх перед железным конем, или асам, самоутверждающимся за счет виртуозной езды, гештальт-терапия поможет переосмыслить процесс вождения. Она научит получать истинное удовольствие от процесса, избавит от страхов, снизит уровень злости и агрессивности, которая присуща некоторым водителям.

Осторожно! Злой водитель!

Злость – негативное эмоциональное состояние, человеческий фактор – первопричина большинства аварийных ситуаций. Любопытный факт выяснили в ходе психологического исследования в Великобритании. Большинство опрошенных водителей признались, что гнев, спровоцированный стрессовой ситуацией во время вождения, появляется чаще, чем раздражение в других ситуациях (происходящих не за рулем).

А 72 процента опрошенных студентов университета Невада (University of Nevada, Reno) отметили, что испытывают злость до трех раз в день, если находятся за рулем. Согласно другим исследованиям, выяснилось, что люди, которые садятся за руль, ожесточаются и начинают злиться.

Последствия злости, испытываемой водителем, могут быть плачевны:

  • Сильная негативная эмоция заставляет нас давить на газ, превышать скорость.
  • Водители, испытывающие злость за рулем, склонны к риску.
  • Злые водители на дороге ведут себя агрессивно.
  • Водители, которые часто злятся, чаще жалуются на проблемы со здоровьем.

Справиться с проблемами, которые порождает беспричинная злость, сложно. Под беспричинной здесь следует понимать ответную реакцию, по силе своей превосходящую возбудитель. Можно понять человека, чертыхнувшегося за рулем в ответственный и напряженный момент, но понять разразившегося проклятьями водителя, увязавшегося в погоню за подрезавшим его «уродом», согласитесь, сложнее.

Осознанность против агрессии

Бороться с неконтролируемой злостью и агрессией можно одним способом – научиться их контролировать. Управлять эмоциями учат разные методики. Один из способов – групповая гештальт-терапия.

Она преследует следующие цели:

  • Личностный рост.
  • Повышение осознанности себя и окружающей среды.

Этот вид психологической помощи разработал Фредерик Саломон Перлз (также известен как Фриц Перлз) с коллегами в начале 1950-х годов. Оригинальный подход стал результатом переосмысления автором психоанализа, объединения его с биоэнергетикой и собственным опытом ученого.

Гештальт-терапия – путь к гармонии разума и чувств, усилению жизненной энергии. Результатом становится чуткое взаимодействие внутренних сигналов и действий, при совершении которых учитываются все внешние обстоятельства. Иными словами, терапия направлена на то, чтобы повысить способность саморегуляции личности, устранив возможные преграды, которые очень часто представлены «вдолбленными» правилами и заученными представлениями о том, что есть хорошо, а что плохо.

Рост осознанности (основные аспекты традиционной философии гештальт-терапии – аспекты осознанности, актуальности и ответственности) связан со снижением агрессивности и ее проявлений в стрессовых, напряженных ситуациях, которыми изобилует водительская практика. Замечено также, что терапия помогает бороться с тревожностью и депрессией, которые являются частыми спутниками повышенной агрессивности.

Осознанное вождение «здесь и сейчас»

Терапия позволяет провести границу между ощущением и мыслью (думать и чувствовать – разные процессы). Цепочка мыслей: «Опять подрезал! Вот урод! Все меня стараются обогнать! Не желаю быть крайним!» – способна возбудить в нас агрессию, заставить почувствовать дискомфорт, от которого мы непременно захотим избавиться, превысив скорость. Однако виновником ДТП станем мы, а не подрезавший нас нахал, давно умчавшийся в неизвестность.

В то же время мысль: «Куда это он так торопится? Как бы ни случилось чего дурного!» – заставит нас озаботиться, лишний раз осознать ответственность водителя и, быть может, даже немного снизить скорость.

Навык осознанного вождения строится на принципе присутствия «здесь и сейчас». Ценен и важен настоящий момент – осознанное присутствие «здесь и сейчас» позволяет избежать проблем в будущем.

Эмпатия также крайне важна. Ведь именно эмпатия (понимание чувств других людей и готовность оказать им эмоциональную поддержку) даст водителю возможность не лезть на рожон, не ввязываться в сумасшедшие гонки, не провоцировать аварийные ситуации.

Гештальт-терапия пользуется популярностью во многом из-за того, что круг доверительного общения современных горожан значительно сузился, нам просто не с кем поговорить о своих чувствах. Гармонизация внутреннего мира, которую обещают представители этого направления, интересует чаще женщин, их же привлекает возможность детально обсудить собственные чувства в группе, с терапевтом. Энергичные мужчины гештальт-терапию понимают хуже, консультации, где много говорится о чувствах, кажутся слишком медленными и непрактичными.

Основные приемы работы и техники – подведение к осознаванию, фокусировка энергии здесь и сейчас, принятие ответственности, арт-терапия, работа в метафоре, монодрама. Результат процесса чаще всего зависит от самого терапевта, его мудрости и искреннего желания помочь клиенту.

Роман Тарамакин, психолог

Нет комментариев

Извините, комментарии закрыты в настоящее время.