«

»

«Притормози!»

В апреле на территории России стартовала масштабная социальная кампания «Притормози!» Основная ее цель – привлечь внимание участников дорожного движения к проблемам нарушения скоростного режима и аварийных ситуаций с участием пешеходов. Инициаторами проведения кампании стали Госавтоинспекция МВД совместно с Российским союзом автостраховщиков.

Слоганом кампании стала фраза: «Внимание! Тормози заранее!», а в качестве опознавательного знака была выбрана пиктограмма идущего человечка. В ходе кампании организаторы надеются объяснить большинству водителей, как важно постоянно учитывать, что пешеходы тоже являются участниками дорожного движения, причем они могут появиться на пешеходном переходе достаточно внезапно, что может привести к тяжким последствиям, если водитель не сумеет вовремя остановить свой автомобиль.

Согласно исследованиям, которые проводились перед началом кампании, основной причиной растущего числа ДТП с участием пешеходов, по мнению водителей, стало отсутствие культуры поведения на дорогах как у водителей, так и у пешеходов. Усугубляет ситуацию невысокое знание россиянами приемов экстренного торможения и слабый уровень контроля за состоянием тормозной системы своего авто. В частности, тот же опрос показал, что тормозные системы своих машин наши автомобилисты проверяют чаще всего тогда, когда что-то сломалось.

В связи с таким неутешительным положением дел организаторы кампании «Притормози!» включили в программу не только теоретические занятия, но и практические. В качестве показательного момента при поддержке экспертного центра «Движение без опасности» организаторами была осуществлена съемка обучающих видеороликов, которые всегда можно просмотреть на сайте «Бездтп.рф». Инструкторы по безопасному вождению вместе с пилотом команды SMP, первым российским представителем крупнейшей гоночной серии IndyCar, Михаилом Алешиным в течение нескольких видеоуроков рассказывают и наглядно показывают, как правильно выполнять маневр экстренного торможения, а также каким образом тормозной путь зависит от скорости авто. Что весьма показательно, даже опытный автогонщик своим примером доказывает, что порой и ему не под силу правильно рассчитать тормозной путь машины.

Еще один видеоролик – «Пиктограммы» – предназначен для всех участников дорожного движения, в том числе и для пешеходов. В коротком клипе пиктограммы со знаков дорожного движения покидают свои места, чтобы всеми силами удержать приближающийся к пешеходному переходу автомобиль, в тот момент, когда на переход неожиданно выходит пожилая женщина. Конечно же, кампания в первую очередь рассчитана на водителей автотранспорта, но пешеходам тоже будет нелишне посмотреть видеоролики, чтобы, прежде чем выходить на дорогу в неположенных местах, не убедившись в отсутствии машин, понимать, как сложно остановить автомобиль в одно мгновение.

Организаторы кампании одними видеороликами не ограничились, и в 10 регионах страны прошли обучающие тренинги для водителей. Калужская область оказалась в десятке экспериментальных регионов, и в течение трех дней на набережной Яченского водохранилища любой водитель мог пройти испытание по правилам экстренного торможения. Надо отметить, что пройти этот тренинг действительно стоило.

Большинство из нас точно знает, что такое тормозной путь, а кое-кому доводилось и пользоваться экстренным торможением, однако при повседневном вождении мало кто о таких вещах задумывается. Посетив тренинг кампании «Притормози!», я поняла, насколько действительно опасны шутки со скоростным режимом. После небольшого инструктажа от тренера по безопасному вождению «испытатели» расселись по предоставленным автомобилям и поехали на первое упражнение. В принципе, задание было легким: максимально возможно разогнаться на коротком участке и, применяя метод экстренного торможения, остановиться в пяти сантиметрах от дорожного конуса, который символизировал пешехода. Каждому водителю давалось по две попытки, и из 20 человек никому не удалось остановиться на заданном расстоянии – сбивали конусы, останавливались за три метра, неправильно выполняли экстренное торможение, что отражалось на тормозном пути. В общем, выходило что угодно кроме того, что было нужно. Поэтому всем, кто читает эти строки, хотим напомнить: прежде, чем заявлять: «Я водитель от Бога, я остановлюсь за 5 см», сначала попробуйте выполнить это.

Следующие упражнения были совсем простыми, нужно было угадать тормозной путь автомобиля, двигающегося  с разной скоростью. Честно скажу – было весело угадывать длину пути, делать подсчеты, вот только при осмыслении упражнения становится не больно-то смешно. Тормозной путь со скорости в 60 км/ч (а ведь многие из нас по городу чаще и быстрее ездят) выглядит страшно длинным, когда смотришь от точки, где была машина в момент удара по тормозам, до точки, где она стоит, – это расстояние кажется ужасающим. Опять же, упражнение выполнял инструктор, а многие ли из рядовых водителей умеют не просто экстренно тормозить, но и делать это правильно? Ведь неправильное торможение только увеличит длину тормозного пути.

Тренировочные дни в Калуге завершились пресс-конференцией, на которую были приглашены представители органов власти, руководители медицинских и спасательных служб, представители общественных организаций и лидеры авто- и мотоклубов, представители автошкол и организаций-перевозчиков. Собравшиеся гости обсуждали столь немаловажную для нашего региона кампанию, ведь каждое третье дорожно-транспортное происшествие случается с участием самых беззащитных участников дорожного движения – пешеходов. В ходе обсуждения проблем были затронуты и такие вопросы: культура поведения водителей на дороге, уровень подготовки будущих водителей, проблемы обучения азам первой медицинской помощи автомобилистов и других участников дорожного движения, аспекты развития дорожной инфраструктуры в нашем регионе.

Несмотря на многочисленные моменты, предназначенные для водителей, кампания «Притормози!» охватывает огромные аудитории самых разных возрастов. Для самых маленьких организаторы предусмотрели обучающие занятия в игровой форме; для школьников и студентов было организовано огромное количество лекций с наглядными пособиями; родители имели возможность принять участие в такой акции, как «Родительский патруль», когда именно родители организованно дежурят на пешеходных переходах и помогают детям пересечь проезжую часть безопасно; на улицах городов прошло несметное количество промоакций, в ходе которых добровольцы напоминали людям, как важно вовремя остановиться и что это может спасти чью-то жизнь. Мы часто отговариваемся отсутствием свободного времени и большим количеством дел, чтобы не принимать участие в таких кампаниях, но один раз стоит отложить все дела и выкроить пару часов, чтобы лишний раз вспомнить, что человеческая жизнь хрупка и уничтожить ее можно одним неосторожным движением.

Хочется надеяться, что кампания «Притормози!», которая прошла по всей России и не ограничилась разовыми тренингами, даст такой же результат, как и кампания «Пешеход на переход», которая прошла в 2012 году и оправдала ожидания: количество аварий с пешеходами снизилось. Конечно же, прямо вот так вот сразу не прекратятся аварии с пешеходами, но подобные социальные кампании неплохо влияют на наших водителей, позволяя хоть чуть-чуть снизить смертность на дорогах. Поэтому подобных акций должно быть как можно больше.

Надежда Бастрикова

Постоянная ссылка на это сообщение: /pritormozi/