«

»

Родом из Италии

Кто бы мог подумать, что история изящных автомобильчиков, родина которых в солнечной Италии, насчитывает уже более сотни лет?! Мы привыкли к тому, что FIAT – гость относительно нечастый на наших дорогах, а о длинной истории его существования многие и вовсе не догадываются.

7465339616_e528bb2c73_k

В далеком 1899 году, в преддверии эпохи автомобилестроения, отставной офицер Джованни Аньелли  совместно с группой инвесторов создал небольшую компанию Fabrica Italiana Automobili Torino. Маленькое предприятие начинало свою деятельность с лицензионной сборки автомобилей Renault, которые оснащались двигателями De Dion.

Военная выправка Аньелли помогла ему наладить железную дисциплину на производстве и практически искоренить производственные споры между руководством и персоналом. Такой подход к организации рабочего процесса быстро дал свои плоды – производство стремительно развивалось и расширялось. Всего за несколько лет FIAT наладил выпуск автобусов, грузовиков и легковых такси собственной разработки. Помимо этого, компания развивала направление производства судовых и авиационных двигателей. Завоевывая популярность на внутреннем и мировых рынках, руководство FIAT не забывало и о спортивных соревнованиях. Уже в 1911 году на гонках Gran Prix de France модель FIAT S61 заслуженно поднялась на вершину пьедестала победителей.

В это же время Аньелли начал понимать, что производство пора переводить на серийные масштабы. Задумавшись о серийном производстве, руководство FIAT решает выделиться – и впервые в мире для автомашин разрабатывается фирменный стиль. Черты FIAT рисуют художники-стилисты, а воплощают их в автомобильные кузова мастера ателье Locati & Toretta, и через некоторое время Zagato и Touring.

Во время Первой мировой войны FIAT получил неплохой толчок для развития: машины и моторы пользовались огромным спросом, и даже многочисленные забастовки рабочих в 1920–1930-х годах не смогли притормозить стремительно развивающуюся корпорацию. Чтобы управлять растущим гигантом, в 1927 году был основан холдинг IFI, в котором до сих пор важные места занимают члены семьи Аньелли. Через десять лет, практически накануне Великой Отечественной, FIAT выпускает модель Topolino, известную еще как FIAT 500. Ласково прозванный в народе «мышонком», автомобильчик сразу же полюбился не только итальянцам, но и большинству европейцев. Однако надвигающаяся Вторая мировая война серьезно сказалась на судьбе успешного автопроизводителя. Из-за поддержки Италией режима фашизма в стране было уничтожено огромное количество заводов и производств. Концерн FIAT понес огромные убытки, Аньелли был отстранен от работы из-за прямой поддержки режима Муссолини…  И от забвения компанию спасло только то, что при национализации управляющим был оставлен один из первых руководителей – Витторио Валетте. Вскоре после этих событий Аньелли умер, а концерн вплоть до 1960-х годов производил различные модели для поддержания производства.

В 60-х годах прошлого века к руководству компанией приходят внуки Аньелли, проводится модернизация производства – и концерн снова расцветает. Модель малолитражки 850 разошлась трехмиллионным тиражом. А в 1966 году случилось еще одно знаменательное событие: руководство концерна и представители СССР подписывают соглашение о строительстве Волжского автозавода для выпуска модели FIАT 124, которая известна нам как «копейка», или ВАЗ-2101.

В последние 50 лет FIAT переживает различные трудности, но тем не менее выпускает все новые и новые модели, осваивает новые сегменты рынка и продолжает радовать поклонников марки. Бесспорно, многочисленные кризисы оказывают свое влияние и на этот вполне успешный концерн, однако любители марки уверены, что FIAT выстоит под натиском любых сложностей. 

Надежда Бастрикова