16/01/2018
ГлавнаяИсторияУтраченное наследство

Утраченное наследство

16222dcb62317330115c66e067f6df3f

Немало еще автомобилей этой марки бегает по дорогам нашей страны, но, к сожалению, богатая событиями история одного из отечественных автопроизводителей уходит в небытие. Наверное, многие догадались, что сегодня мы совершим экскурс в историю АЗЛК. Так как же это было?

Начало легендарному автопроизводству было положено чуть менее 100 лет назад — в далеком 1929 году, когда началось строительство Московского автосборочного завода, рассчитанного на сборку 24 000 автомобилей в год. Действовать новое предприятие начало в 1930 году, и тогда же заводу было присвоено имя «Государственный автосборочный завод имени КИМ в Москве». Первые три года в цехах нового завода собирались модели «Форд, А» и «Форд АА» из присланных машинокомплектов. Затем, в 1933 году на заводе началось производство автомобилей ГАЗ АА, а само предприятие получило статус филиала Горьковского автозавода.

Самостоятельным автопроизводством завод стал только накануне войны — в 1939 году. Тогда же на предприятии был создан конструкторско-экспериментальный отдел, где была разработана первая советская малолитражная модель КИМ. До 1941 года с завода было выпущено чуть более 100 таких машин. С началом войны производство автомобилей было свернуто, и в 1941 году большая часть сборочного оборудования была эвакуирована из столицы вместе с рабочими. В полупустых цехах на остатках оборудования рабочие в течение военного времени занимались ремонтом военной техники и производством запчастей к тем машинам, которые Советский Союз получал по ленд-лизу.

Окончание войны принесло заводу приказ И. В. Сталина о достройке предприятия и присвоении ему имени Московского завода малолитражных автомобилей. И уже в августе 1945 года началось освоение новой модели — «Москвич-400». В следующем году первый «москвич» сошел с конвейера, на котором модель продержалась до 1956 года. За это время была разработана еще одна модель — М401, и, как только последняя из машин этой серии покинула стены завода 20 апреля 1956 года, производство без остановки начало выпуск следующей модели — «Москвич-402».

С 1958 года начался выпуск самой удачной модели — «Москвич-407». В это же время на международной выставке в Брюсселе две модели МЗМА получают золотые награды, а дебютировавшие в ралли «Тысяча озер» спортивные «москвичи» завоевывают 3-е место. В течение последующих 10 лет одна модель сменяла на конвейере другую, а 1968 год был снова ознаменован для завода крупными событиями. На самом предприятии началась реконструкция, завод получил имя «Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола (АЗЛК)», к тому же автопроизводитель получил первый в своей истории орден — Трудового Красного Знамени, а стартовавшая в гонке Лондон — Сидней спортивная команда на автомобиле «Москвич» заняла в общем зачете 4-е место.

Но самой «золотой порой» для автогиганта тех лет стали 70-е годы прошлого века. Почти половина всех выпускавшихся машин экспортировалась в другие страны, спортивная команда раз за разом занимала на «москвичах» 2-е, 3-и 4-е места на различных международных соревнованиях, а 30 декабря 1975 года АЗЛК получил второй орден — Октябрьской Революции. Однако ближе к концу 1970-х руководство завода приняло кардинально неверное решение: вместо разработки принципиально новой модели в производство была запущена модель 2138/2140, которая была просто модификацией морально устаревших моделей. Это привело к потере конкурентоспособности как в СССР, так и за рубежом.

В 1986 году в производство была запущена весьма популярная модель 2141, в которую на первых порах устанавливался двигатель от ВАЗ-2106. Параллельно на АЗЛК шла разработка собственного мотора для этой модели и даже было закуплено оборудование. Все планы перечеркнул экономический кризис 1990-х годов. АЗЛК не смог вернуть долг в размере 800 миллионов долларов, потраченных на оборудование и строительство нового цеха. Из-за этого строительство так и не было закончено, цех опечатали, а оборудование вывезли, и его след был потерян.

До начала 2000-х у завода имелись весьма интересные планы и проекты по выпуску новых моделей, но их осуществлению мешали многочисленные экономические проблемы. В 1994 году завод был акционирован и получил название «ОАО «Москвич», производство было переоборудовано под выпуск моделей с двигателями французского производителя «Рено», которые выпускались некоторое время. Но финансовый кризис 1998 года лишил некогда гигантского автопроизводителя всех надежд на воскрешение. К 2001 году на предприятии висел долг в 500 миллионов долларов, и производство машин было остановлено. А уже в 2006 году ОАО «Москвич» было официально признано банкротом.

Бесславное окончание истории некогда крупнейшего автозавода никак не повлияло на привязанность владельцев автомобилей «Москвич» к своим машинам, и до сих пор еще немало фанатов этой марки по мере сил и возможностей поддерживают свои экземпляры в исправном состоянии.

Нет комментариев

Извините, комментарии закрыты в настоящее время.