22/07/2019
ГлавнаяПолезно знатьВыбираем коробку передач

Выбираем коробку передач

Если вы задумали купить автомобиль, перед вами непременно возникает сложная задача – из всевозможных вариантов комплектаций выбрать оптимальный для себя. Здесь нужно не только определиться с маркой, моделью, цветом и мощностью будущего транспортного средства, но и чётко решить, какая коробка передач подойдёт именно вам. Производители предлагают четыре вида механизмов, передающих крутящий момент от двигателя к колёсам. И у каждого есть свои преимущества и недостатки.

Механическая коробка передач (МКПП)

Механической коробке более ста лет от роду. За это время она претерпела множество изменений, но ничуть не потеряла своей популярности благодаря простоте, экономичности и высокому коэффициенту полезного действия. Автомобили с «механикой» разгоняются быстрее и потребляют меньше топлива. В зависимости от расположения двигателя МКПП можно разделить на несколько видов: трёхвальную и двухвальную. Трёхвальные коробки устанавливаются на автомобили с продольным расположением двигателя,  например на «классику». Правда, такой вид трансмиссии на первенство не претендует. Его главные плюсы – простота компоновки, экономичность и постоянная мощность в процессе езды. Тем, у кого мотор имеет поперечное положение (в основном у семейства переднеприводных), устанавливают двухвальную механику. Это самый простой, лёгкий и экономичный вариант трансмиссии. Кроме того, инженерные умы позволили увеличить количество передач такой коробки до шести, что позволило увеличить КПД и мощность автомобиля – за счёт уменьшения размера трансмиссии увеличился силовой агрегат. Единственный недостаток шестиступенчатой двухвальной коробки передач – высокая цена…

Автомобили с механической коробкой передач предпочитают те, кто жить не может без острых ощущений и привык активно участвовать  в процессе вождения.

Автоматическая коробка передач (АКПП)

В качестве альтернативы «механике» в середине прошлого века появилась автоматическая коробка – идеальный вариант для «лентяев» или тех, кто часто оказывается в пробках. Управляя машиной с «автоматом», водитель лишен необходимости «дёргать» рычаг и «работать ногами»: переключение скоростей происходит автоматически на усмотрение автомобиля. Такая машина более ровно держится на дороге, так как вся тяга без разрыва потоков мощности передаётся с мотора непосредственно на колёса. Водителю остаётся лишь удобно устроиться в кресле и регулировать скорость и направление движения. Плюсы «автомата» – это удобство, плавность хода, за счёт чего увеличивается срок службы некоторых деталей, отсутствие отката во время начала движения и сравнительно невысокая стоимость. Но и минусов довольно внушительный список. Во-первых, вес автоматической коробки передач намного больше, чем у механических собратов. Дело в том, что обычные шестерёнки здесь заменили планетарными передачами, тяги и рычаги – более сложной гидравликой, а сцепление – гидротрансформатором. Всё это заметно утяжелило конструкцию и снизило КПД. Инженерам даже пришлось увеличить количество передач: восемь не редкость. Второй недостаток «автомата» – неэкономичность. Невозможность двигаться на нейтральной передаче заметно увеличила расход топлива. Кроме того, автомат разгоняется значительно медленнее механики, а значит, «погонять» на такой машине не получится. Да и совершать обгон будет затруднительнее.

Роботизированная коробка передач

Некий гибрид получился, когда инженеры «скрестили» механическую и автоматическую коробки передач. Вобрав всё самое лучшее от своих прародителей, робот получил конструкцию «механики» и удобство «автомата». Принцип работы такой коробки состоит в том, что выжимание сцепления происходит по команде электроники, вследствие чего и переключается скорость. Автомату роботизированная коробка уступает только в плавности переключения передач, есть некий момент «провала», когда включается другая скорость, правда, со временем его перестаёшь замечать. Давние владельцы «роботов» уверяют, что эти «провалы» можно исключить, ослабив давление на педаль газа в момент «Х». Правда, его надо научиться «ловить».

Главное достоинство роботизированной коробки передач – возможность перейти из автоматического режима в ручной. Если вам нужно «пошустрее» подняться в крутую горку или обогнать «старичка» на москвиче, переводим ручку в положение «М» (механика) и регулируем передачи: «+» или «–». Недостатки такого вида трансмиссии – «прожорливость» и «капризность».

Вариатор

Последний вид КПП – вариатор.  В нём полностью отсутствуют передачи. В этой трансмиссии передаточное число меняется без ступеней, поэтому двигатель работает в идеальном режиме и потребляет немного топлива. Такие механизмы уже давно и с успехом устанавливаются на двухколёсный транспорт. В автомобилестроении вариатор используется лишь с конца прошлого столетия. Правда, не очень успешно: чтобы установить вариаторную коробку на автомобиль, её нужно адаптировать. Как это сделать? Это головная боль инженеров-конструкторов. Сегодня такие трансмиссии устанавливаются на малолитражки, у многолитражек «аллергия» на вариатор (пока они несовместимы). Вдобавок, вариатор не даёт транспортному средству быстро разогнаться: обороты держатся на одном уровне, мотор ревёт, а ускорения особого нет.

Что ж, выбирать коробку передач для своей машины предстоит вам, а наша задача – дать  пищу для размышления.

Удачи на дорогах!

Виктория Боженок

Нет комментариев

Извините, комментарии закрыты в настоящее время.