Чем опасна тонировка?

С 1 июля 2012 года вступят в силу поправки КоАП, касающиеся тонировки автомобильных стёкол. Теперь за управление транспортным средством, стёкла которого тонированы или покрыты цветными прозрачными плёнками с несоответствующим нормам технического регламента светопропусканием, налагается административный штраф 500 рублей. Кроме того, нарушителям придётся ещё и с номерами автомобиля распрощаться. Правда, ненадолго: их вернут сразу, как только вы устраните причину административного наказания. На это даются сутки. Кстати, можно избежать снятия номеров, если устранить нарушение на месте, как говорится, «не отходя от кассы». Правда, штраф всё же придётся заплатить.

Мода на тонировку стёкол автомобиля началась ещё в 90-е годы прошлого столетия, и сегодня немногие машины обходятся без каких-либо элементов тонирования: лёгкого затемнения, цветных и зеркальных плёнок. Затемнение стёкол делает автомобиль более презентабельным, стильным, а кроме этого, укрепляет стекла, защищает от ультрафиолетового излучения, позволяет более комфортно чувствовать себя в автомобиле в жару, придаёт чувство защищенности. Однако и в этой бочке мёда есть большая ложка дёгтя, причём не одна. Во-первых, как бы то ни было, но тонировка ухудшает обзор, особенно в тёмное время. Во-вторых, темнота в салоне заставляет ваш организм спать: в условиях слабой освещённости у человека активно вырабатывается мелатонин – вещество, настраивающее организм на крепкий, здоровый сон. Чем меньше в салоне автомобиля света, тем больше вас клонит ко сну. А это недопустимо! В-третьих, в случае чрезвычайной ситуации может заклинить двери, и единственным шансом на спасение останется стекло. А если оно покрыто затемняющей плёнкой, разбить его будет чрезвычайно сложно. В-четвёртых, с каждым годом ужесточается наказание за нарушение нормативов тонировки.

Однако наказывают не всех и не за всё. На тонировку есть техрегламент. В нём говорится, что лобовое стекло должно иметь светопропускание не менее 75%, передние боковые – не менее 70%, светопропускание остальных стёкол не нормируется. Не стоит забывать, что новое лобовое стекло автомобиля типа триплекс само по себе поглощает 15–20% светового потока, а старое (потёртое) – свыше 20%. Поэтому тонировка лобового стекла – однозначное нарушение правил.  А вот задние стёкла можно тонировать, каким угодно способом, с какой угодно степенью затемнения. Кроме того, не запрещается закрывать заднюю полусферу шторками и жалюзи, но только если у вас в наличии боковые зеркала.  Допускаются шторки и на окнах туристских автобусов. А на лобовое и ветровые стёкла по-прежнему можно клеить цветную пленку, но не шире 14 см.

Существует два основных способа тонировки: с помощью специального напыления и с помощью плёнки. Первый способ заключается в нанесении на внутреннюю сторону стекла специального металлического или полимерного состава.  Второй способ – наклеивание затемняющей плёнки – пользуется большей популярностью, хотя он и дороже.

Для напыления состава стекло необходимо демонтировать, а вот чтобы наклеить плёнку, эту процедуру производить не нужно. Напыление обладает зеркальным эффектом, что является нарушением. В отличие от плёнки, напыление нельзя демонтировать, и в случае административного наказания придётся покупать новые («чистые») стёкла. Однако и плёнка способна доставить массу хлопот: она может поцарапаться, помутнеть или вовсе отслоиться. Чтобы избежать этих и других неприятностей, используйте только качественную плёнку проверенных производителей.

Закон о тонировке 2012 года оставляет каждому водителю право выбора: ездить с лёгким тонированием по ГОСТу и не иметь проблем с ГИБДД или оставаться с «наглухо» тонированными стёклами, но с перспективой оплаты административного штрафа и лишения номерных знаков.

P.S. Немного пищи для размышления…

Есть в законе о тонировке любопытные нюансы: автоинспектор может вас наказать за тонировку только по результатам измерений специальным прибором.

В ПДД 7.3 говорится: «Запрещается эксплуатация авто, если на нём установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя». Получается, что сотрудник ГИБДД должен провести проверку специальным прибором, прежде чем выписать вам штраф.

В соответствии с ГОСТ 27902-88 по измерению светопропускания автомобильных стёкол, измерения эти проводят в трёх точках каждого образца. За величину светопропускания принимают среднее арифметическое результатов измерений трёх образцов. При отсутствии специальных указаний, испытания должны проводиться при следующих условиях: температура – 20±5 С; давление – от 80 до 106 кПа; относительная влажность воздуха – 60±20%.

Виктория Боженок

 

Официальный сайт Калужского автомобильного журнала 40 RUS